Библиотека МСоЭС: Д. Н. Кавтарадзе, А. А. Брудный. Основы экологического мировоззрения как задача образования для устойчивого развития


Первая публикация этого материала: «Вестник образования» Минобразования РФ, 1993. № 7


ОТ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ — К КАРТИНЕ МИРА

Вопрос «Ради чего учить?» практически многие годы оставался за кулисами «мира образования. Все было итак ясно. Впереди — светлое коммунистичеcкое будущее, позади — сумерки антагонистических общественно-экономических формаций. Сегодня же вряд ли найдется обладающий разумом человек, который решится взять на себя роль пророка. Но свято, место пусто не бывает. В ситуации крушения былых идеалов в качестве духовной опоры личности начинают выступать те или иные религии — православие, ислам и т. п., которые уже давно родились в истории человечества. Но нет ли того духовного стержня, который бы не разбивал человечество на касты или классы, а дал бы каждому ощутить единение со всем родом человеческим? Нет ли такой системы идеалов, вокруг которых мог бы строиться процесс рождения картины мира в ходе образования?
Попыткой увидеть в качестве такого духовного посоха человечества экологическое мировоззрение и является ясная по мысли брошюра Д. Н. Кавтарадзе, А. А. Брудного «Основы экологического мировоззрения как задача народного образования». Включая экологию в эволюционно-исторический контекст, раскрывая неотъемлемую связь экологического образования с безопасностью человечества как вида, авторы стоят на позициях исторического оптимизма и вселяют уверенность в то, что образование, порождающее картину мира, помогает растущим поколениям найти путь из царства взаимных конфликтов—к культуре достоинства.

Александр Асмолов

Скачать: