Д. Н. Кавтарадзе, А. А. Брудный
Хаос, наблюдаемый сейчас в духовной жизни общества,— это заполнение пустоты - как закономерный результат, возникший при ликвидации жесткого идеоло-гического прессинга. Не вдаваясь в характеристику зако¬нов идеологической жизни общества, отметим, что нет общества без общественного сознания, и люди интуитивно чувствуют необходимость разделять с другими определенные воззрения, взгляды и интересы. Устойчивость такого общественного чувства самосознания гарантирует устойчивость поведенческих установок и социаль¬ного положения индивида. Поэтому данная работа адресуется системе народ¬ного образования и предполагает возможность педагоги¬ческой реализации ее положений, которые могут иметь широкое применение.Роль школьной системы исключительна: все жители страны учатся или учились в школе. Все жители страны солидарны (пусть даже на уровне декларации) в необхо-димости сохранения природы. Объединить страну, а воз¬можно и ближнее зарубежье, может единственное — система народного образования.В противовес справедливому, но едва ли не бесцельному массовому общественному негодованию сегодняшних дней, вызванному политическим и хозяйственным кризисом, мы предлагаем признать уникальность системы образования как социального института, готового выступить интегрирующей общественной силой.