МСоЭС: экспертно-просветительское сообщество

Познание новых путей к человечности


Learning New Ways of Becoming Human 


Документ для обсуждения в контексте Инициативы Созидания Новой Цивилизации (цивилизаций). 

Римский клуб - октябрь 2020 г. 

Перевод: С.Забелин, Е.Новикова, С.Спицкий, М.Рубцова. 

«Чего недоставало в обсуждении глобальных проблем, так это гуманистического элемента, а обсуждаемой проблемой, на самом деле, являлось то, что мы назвали когнитивный разрыв - несоответствие между растущей сложностью мира и нашей способностью разобраться с ней». 

“What has been missing is the human element, and what is at issue is the human gap. The human gap is the distance between growing complexity and our capacity to cope with it.” 

Методы оценки пирогенного воздействия на фитоценозы и ландшафты(на примере хвойных и лиственных лесов зоны умеренного климата)


Пожары в природных сообществах стали постоянной, обычной и, к сожалению, привычной реальностью наших дней. Регулярное огневое воздействие способствует трансформации наземных экосистем. Если такая трансформация происходит длительное время и на больших территориях, у людей складывается неверное представление о норме состояния экосистем. Изменения пирогенного характера в этом случае воспринимаются как естественное, то есть нормальное для этой климатической зоны явление. В результате любой наблюдатель, в том числе и специалист в области развития фитоценозов, перестаёт рассматривать пожары как фактор, определяющий состояние экосистем...


Скачать публикацию »» 

Сталкеры или самоубийцы?

Если в первые годы после аварии на ЧАЭС людей интересовали вопросы - почему произошла авария, как пострадали люди и природа, что предпринималось, чтобы ликвидировать последствия аварии, то сейчас на первый план по поставке новостей из радиоактивной 30-км Зоны, стали блогеры, они же и сталкеры. Бравые рассказы, как они пробираются в Зону, как и где бывают, где обитают, как ищут интересные и захватывающие находки. Это все сопровождается видеороликами. У некоторых сталкеров есть и приборы, которые измеряют окружающий фон. У более «продвинутых» приборы, измеряющие поверхностное загрязнение. А самые начитанные даже разделяют показания на альфа и бета излучения. Что влечет молодых людей и даже девушек в Чернобыльскую зону? Все признаются, что адреналин. Фактически все сначала приезжали в Зону и город Припять с организованной экскурсией... 

Скачать публикацию »» 

Важнейшая «зелёная» история


Евгений Усов


25 лет назад открылась новая страница в природоохранной истории России: 9 декабря 1995 года родился, пожалуй, самый красивый проект Гринпис, посвящённый жемчужинам российской природы: Байкалу, Камчатке, Туве, Алтаю и другим, включённым в мировую «сокровищницу» природного наследия. В этот день в Список всемирного наследия ЮНЕСКО вошла первая природная территория России – «Девственные леса Коми»: Печоро-Илычский заповедник и национальный парк «Югыд ва». 

Жаль, что эту полную светлого предрождественского волшебства историю мало кто знает. Она родилась благодаря невероятным совпадениям, трудам человеческим и вере в себя: будь они чуть-чуть иными, не было бы замечательного результата, достойного памяти и гордости каждого из нас. За прошедшие годы эта история «обросла» легендами, но всё же попробуем рассказать её максимально близко к фактам. 


 Скачать публикацию »» 

Основы экологического мировоззрения как задача образования для устойчивого развития



Д. Н. Кавтарадзе, А. А. Брудный 


 Хаос, наблюдаемый сейчас в духовной жизни общества,— это заполнение пустоты - как закономерный результат, возникший при ликвидации жесткого идеоло-гического прессинга. Не вдаваясь в характеристику зако¬нов идеологической жизни общества, отметим, что нет общества без общественного сознания, и люди интуитивно чувствуют необходимость разделять с другими определенные воззрения, взгляды и интересы. Устойчивость такого общественного чувства самосознания гарантирует устойчивость поведенческих установок и социаль¬ного положения индивида. Поэтому данная работа адресуется системе народ¬ного образования и предполагает возможность педагоги¬ческой реализации ее положений, которые могут иметь широкое применение.Роль школьной системы исключительна: все жители страны учатся или учились в школе. Все жители страны солидарны (пусть даже на уровне декларации) в необхо-димости сохранения природы. Объединить страну, а воз¬можно и ближнее зарубежье, может единственное — система народного образования.В противовес справедливому, но едва ли не бесцельному массовому общественному негодованию сегодняшних дней, вызванному политическим и хозяйственным кризисом, мы предлагаем признать уникальность системы образования как социального института, готового выступить интегрирующей общественной силой.  

Скачать публикацию »»

Круговорот экосистем в природе (зачем создавать заповедники навечно?)



Валерий Бриних, Институт региональных биологических исследований (Майкоп)


ОБЩЕФИЗИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОСИСТЕМ 

 Экологические системы, как и любые живые организмы, относятся к открытым системам. В отличие от закрытых, способных обмениваться с окружающей средой только энергией, открытые термодинамические системы могут обмениваться с другими системами как энергией, так и веществом (ресурсами). Существует известный тер¬модинамический вариационный принцип, согласно которому при возможности форми¬рования нескольких типов организации реа¬лизуется структура, имеющая минимальную энтропию и способная наиболее эффектив¬но поглощать и концентрировать рассеянную энергию, усваивать и аккумулировать веще¬ство (Ткаченко, 2014). Эта особенность (способность создавать и поддерживать высокую степень внутренней упорядоченности за счет рассеянной энергии) отличает живые организмы, экосистемы и биосферу в целом от закрытых систем, стремящихся к состоянию максимальной энтропии...  Скачать публикацию »»